Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667Б
К-460  
ГРЕМИХА

История Гремихи, гражданской и военно-морской её составляющих

2.1. Гражданская жизнь Йоканьги. До революции

В этом разделе кратко расскажу о гражданской стороне жизни Гремихи, от рождения до наших дней.
Как развивалась, чем занимались люди, как жили, работали и отдыхали все эти более 400 лет.

После документального описания в 1611 году поселений лопарей на Йоканьге и Лумбовке их жизнь ещё более 200 лет протекала по заведённому порядку и не очень обременялась русскими, в первую очередь поморами.
Летом эпизодически в Лумбовку и на Йоканьгу прибывали промысловики, но это было не часто и их было немного.
Сами же лопари летом жили в своих временных становищах, получивших у русских названия Летний Йоканьгский погост и Летний Лумбовский погост.
Зимой они переходили в Зимний Йоканьгский погост и Зимний Лумбовский погост соответственно.
Переезды в летние погосты были в марте-апреле, а в зимние - с наступлением холодов, скорее всего в октябре.
Переезжали всем становищем полностью, с вежами, имуществом, собаками и оленьими стадами. Переезды были долгими, сложными и опасными, нередко с гибелью взрослых людей и детей.
Летний Йоканьгский погост размещался в самом устье реки Йоканьга, а Зимний Йоканьгский погост был на обширной поляне в лесистой снежной местности на берегу реки Лебяжья, левого притока реки Поной.
Расстояние от летнего Йоканьгского погоста по прямой составляет чуть больше 81 км. Но по тундре с огибанием озер и сопок длина пути составляла гораздо более 100 км. Реку Йоканьга лопари скорее всего переходили по броду выше Йоканьгского озера, он существует и до сих пор.
А олени могли переплывать и реку, и озеро практически в любом месте.

Йоканьгский зимний и летний погосты.
Йоканьгский зимний и летний погосты

Летний Лумбовский погост располагался в устье реки Лумбовка на берегу Лумбовского залива. Зимний Лумбовский погост был восточнее Зимнего Йоканьгского погоста, но тоже в бассейне реки Поной на берегу реки Ачерйок, левого притока Поноя.

Йоканьгский и Лумбовский зимние погосты.
Йоканьгский и Лумбовский зимние погосты

Оба зимних погоста располагались в лесистой местности, более благоприятной для зимовок. Сильных ветров здесь гораздо меньше, правда морозы сильнее.
Много хвойного и лиственного леса, который лопари использовали как топливо, для построек веж и мебели, если можно так выразиться.
Близость рек, покрытых льдом, обеспечивала рыбой, подлёдный лов которой наверняка лопари освоили давным-давно. А мясом и шкурами обеспечивали оленьи стада.
Об окружающей местности зимних погостов можно судить по современной фотографии деревни Каневка, в районе которой располагались зимние становища-погосты. С Гремихой и Лумбовкой не сравнить! Правда в качестве пастбищ для оленей леса не подходят, вот и приходилось на лето выдвигаться на берега Баренцева и Белого морей.

Деревня Каневка.
Каневка

Заселение Терского берега Кольского полуострова русскими шло постепенно, но уверенно. Селились в местах лопских становищ или создавали новые поселения. Строили деревянные дома и улицы, завозили скот из материковых районов. Их уклад нравился многим лопарям и поэтому начался постепенный переход терских лопарей к осёдлому образу жизни.
Как и русские, лопари строили деревянные дома, готовили пищу в печах, переходили к потреблению хлеба.
Уже к середине XIX века во многих деревнях лопари жили осёдло. Однако в Йоканьгский, Лумбовский и другие погосты на побережье русские на постоянное жительство пришли лишь к концу XIX века.
По крайней мере в первое пришествие в Йоканьгу англичан во время так называемой Крымской войны 1853-1856 годов, известной обороной Севастополя, адмиралами Нахимовым, Корниловым, матросом Кошкой и севастопольскими рассказами Льва Толстого, русских в районе Летнего Йоканьгского погоста не было. Напомню, он располагался в самом устье реки Йоканьга.
Не отмечены они в отчёте 1822 года Ф.П. Литке, который возглавил гидрографические работы в Святоносском заливе и на Йокангском рейде.
Не было русских и в отчете капитан-лейтенанта М.Ф. Рейнике 1826-1832 годов.
1828 год знаменателен тем, что экспедиция М.Ф. Рейнике определила место для строительства будущего Святоносского маяка. Это место было обозначено деревянной башней, выкрашенной в белый цвет. Сам же маяк был построен в 1862 году. Примечательно, что три зимы до появления на маяке команды вольнонаёмных в 1866 году за маяком присматривали лопари из Летнего Йоканьгского погоста, которые уже вели осёдлый образ жизни и не переезжали в Зимний Йоканьгский погост.
Святоносский маяк хорошо известен командирам и штурманам Северного флота, не говоря уже о гражданских моряках. Для нас это был свет дома, тепла, надёжности. Штурмана не только видели сам маяк, его свет, но и слышали его в наушниках своих радиопеленгаторов.
Приказом Министерства культуры РФ действующий по сей день Святоносский маяк, включен в единый государственный реестр памятников истории и культуры федерального значения.

В 1854 году 7 парусных кораблей англо-французской эскадры во время своего разбойничьего рейда в Баренцевом и Белом морях зашли на внутренний Йоканьгский рейд, обстреляли Летний Йоканьгский погост, а затем высадившись на берег, убили всех лопарей и оленей. Спаслись только те, кто был на пастбищах или успел убежать в тундру.
На фоне осады и обстрела Соловецкого монастыря, сожжения Кандалакши, Пушлахты и Колы, а также разграбления Онежского Крестного монастыря это деяние англичан и французов не было столь же впечатлительно, масштабно и известно, но это преступление против мирных жителей Йоканьги, лопарей, не забыто и не прощено.
И в этих событиях 1854 года русские в Йоканьге тоже не отмечены.

Во многих источниках указывают, что после этого нападения Летний Йоканьгский погост был перенесён вверх по реке на 12 км, где потом и возникла деревня Йоканьга. Так где же было первоначально Лопское становище, называемое впоследствии Летний Йоканьгский погост?
Несложные рассуждения показаны на картинке Google Earth. Место деревни Йоканьга, возникшей на месте Летнего Йоканьгского погоста, достоверно известно. Проведём от него линейкой расстояние примерно 12 км.
И приходим к тому, что прямая, длиной около 9.5 км, а по побережью около 12 км, совпадает с нынешним местом расположения современной Гремихи.
И это вполне логично. Место это низменное, относительно ровное. Рядом пресные озёра, одно из которых, Питьевое, до сих пор является источником пресной воды для Гремихи. С моря защищено островом Витте, поэтому ветер летом там не очень сильный.
Южнее на таком расстоянии местность более открытая и там гораздо менее комфортно. Мы, жившие в Островной, это испытали на себе!
Поэтому размещение становища южнее берега губы Гремиха маловероятно.
Так что ничего невозможного нет, может быть Гремиху лопари давным-давно облюбовали и освоили.
Если это так, то понятнее становится и обстрел с высадкой десанта Лопского становища англичанами-французами, ведь в этом случае оно было совсем на виду с рейда.

Первый и второй Йоканьгский летний погост.
Первый и второй Йоканьгский летний погост

Здесь уместно добавить, что было и ещё одно Лопское становище, на полуострове Святой Нос. Располагалось оно в довольно широкой лощине между двумя небольшими губами - с востока губой Волоковая, с запада - губой Лопское Становище.
О нём упоминает, например, врач Вл. Гулевич в записках "Мурманский берег в промысловом и санитарном отношениях", изданных в 1883 году.
Эта книга есть в электронной библиотеке "Кольский Север"
Гулевич В.Р.
На странице 90, указывая промысловые данные по становищам, В.Р.Гулевич перечисляет становища 1882 года, где промышляли рыбу удебным (т.е. удочками на ходу карбасов или шняк) способом, среди которых значатся Лопское и Иоканьгское становища.
Отсюда можно сделать вывод, что в 1883 году Лопское Становище на полуострове Святой Нос ещё существовало, а узаконенного названия Иоканьгского Становища как Летний Йоканьгский погост в том году не было.

Русские поселенцы появились и в Йоканьге, и в Лумбовке только в конце XIX века.
В документах отмечается, что в 1894 году в Летнем Йоканьгском погосте было уже две избы, а в Летнем Лумбовском погосте - четыре избы, в летний период в Йоканьгу прибывает много рыбопромысловиков.
В этом же году Святоносский залив посетила царская комиссия во главе с С.Ю. Витте.
Активно распространяется православие. Йоканьга, Лумбовка и другие саамские летние поселения всё больше становятся стационарными, близилось время превращения их в деревни и сёла.
К началу XX века Летний Йоканьгский погост стал уже довольно большим по Кольским меркам поселением с деревянными домами, стоящими вдоль улицы, и церковью.
В зимние погосты переезжают осенью и возвращаются весной в летние погосты всё меньше и меньше лопарских семей. И всё чаще поселение называют в простом обращении не Летним Йоканьгским погостом, а кратко - Йоканьгский погост. Также как и в Лумбовке - Лумбовский погост.
А затем получают распространение ещё более короткие названия - Йоканьга и Лумбовка.

Фото 1904 года Йоканьги:
Йоканьгский погост. 1904 год

Хорошую иллюстрацию Йоканьги тех лет даёт штабс-капитан Корпуса флотских штурманов Морозов Николай Васильевич, который написал и издал Лоцию Мурманского берега Северного Ледовитого океана от островов Вардэ (так в оригинале написано) до Белого моря в 1901 году.
Эта книга также есть в электронной библиотеке "Кольский Север"
Морозов Н.В., Лоция
Описывая Святоносский залив, штурман Морозов указывает, что иногда его называют Святоносской губой, а иногда заливом Иоканьгским.
О Лопском Становище на полуострове Святой Нос штурман Морозов не упоминает, но указывает на наличие сарая на берегу Бухты, как он её называет, Лопское Становище, а также описывает условия входа в бухту. Сарай использовался для временного хранения имущества маяка Святоносский, доставленного с моря.

Интересно также, что в Лоции 1901 года штурман Морозов отмечает наличие в Святоносском заливе семи больших островов, а также нескольких луд и камней, образующих Йоканьгский рейд. Самыми высокими и большими являются острова Чаичий, Витте и Сальный.
Другие острова - Медвежий, 1-й Осушной, образуют восточную часть Йоканьгского рейда, а острова Зелёный и 2-й Осушной находятся напротив устья реки Йоканьга. В 1832 году эти два острова были названы Усть-Иоканьгскими, но название это не вошло в употребление, как отмечает штурман Морозов.

Ещё одним интересным фактом, указанным в Лоции 1901 года, является полное отсутствие сведений о каких-либо постройках и селении на Йоканьгском рейде, в том числе на берегу губы Гремиха. Штурман Морозов прямо пишет, что ближайшей местностью с постоянным населением является Святоносский маяк. При содействии смотрителя маяка можно достать оленье мясо и куропаток.
Летом, написано в Лоции 1901 года, на материке напротив северной оконечности острова Витте, иногда живут русские рыбаки, но постоянного становища здесь не бывает.
Также в Лоции штурман Морозов даёт описание Летнего Иоканьгского погоста.
Расположен в расстоянии около 2 миль от устья реки Йоканьга в широкой долине, покрытой РОСКОШНОЙ (выделено мною, Штефанов) для Мурманских местностей зеленью.
Долина окружена высокими горами. В ней расположено до 20-30 довольно чистеньких туп (четырёхугольное саамское жилище с плоской крышей из досок), на берегу реки небольшая часовня.
Живут здесь лопари, приходящие весной около 9/22 мая (Николин день) и уходящие в зимний погост при первом снеге после Успеньева дня (1/28) августа. Но нам случалось, пишет штурман Морозов, заставать их здесь почти до середины сентября.
В селении живут один или два приказчика от Архангельских купцов, которые и отбирают от лопарей всю пойманную сёмгу, так что непосредственно у лопарей купить эту рыбу нельзя. Приказчики же продают неохотно и в очень ограниченном количестве, одну-две рыбы.
Летом от лопарей на реке Иоканьга (от якорного места до селения около 10 верст) можно получить в небольших количествах сёмгу и до 4 пудов черного хлеба.

Также в Лоции указывается, что в Святоносском заливе ловится треска, а на берегах летом много морошки и брусники.
Пресной водой, как указано в Лоции 1901 года, прекрасного качества можно запастись в изобилии из ручьёв в бухточках материка. Особенно удобно наливаться в бухте Обсерваторная, где в полную воду шлюпки подходят прямо к ручью.

История деревни Йоканьга с начала XX века до упразднения Саамского района в 1963 году хорошо описана в книге "Йоканьга", автор Н.Н. Миронова, Мурманск 2009. Электронная версия есть на сайте Гремиха:
ЙОКАНЬГА. Автор Н.Н.Миронова, Мурманск, 2009 год
Многие сведения, приведённые ниже, взяты из этой книги.

Как и во всех других местах царской России, в Йоканьге были присущие любому эксплуататорскому строю явления.
Так, по воспоминаниям Даниловой Марии Ивановны, коренной жительницы Йоканьгского погоста, жизнь в Йоканьге была тяжела.
Долгое время там хозяйничал П.А. Шмаков, поселенец и торговец. За бесценок скупал у саамов пушнину, рыбу, взамен продавал им товарами и водку, способствуя спаиванию саамов. Этим же занимались и многие промышленники из Архангельской и других губерний.
Такое положение саамов и многих постоянных русских переселенцев порождало недовольство и создавало благоприятные условия для революционных мыслей и настроений. Это сыграло свою роль в будущем, в событиях 1917-1920 годов.

О влиянии Первой русской революции 1905-1907 годов на Йоканьгу сведений нет, по крайней мере для широкого круга.
Начавшаяся Первая империалистическая война для Йоканьги тоже не внесла существенных поправок в уклад жизни деревни. Та же охота, оленеводство, рыбалка и трудное северное существование.
Строительство военно-морской базы на берегу Внутреннего Йоканьгского рейда, начатое в 1916 году, было от деревни Йоканьга в 12 километрах и прямо не влияло на её жизнь.

А вот февральская революция 1917 г. Йоканьгу затронула существенно.
После отречения Николая II от престола и перехода власти к Временному правительству 4 марта 1917 г. в Романове-на-Мурмане состоялся митинг, на котором было объявлено о произошедших в стране переменах. На митинге было принято решение о создании Совета рабочих и солдатских депутатов. А сам Романов-на-Мурмане был переименован в Мурманск.
В марте 1917 года Советы были созданы практически во всех населённых пунктах Кольского уезда, в том числе и в Йоканьге. Начался процесс реорганизации местного самоуправления, хотя он и не привел к коренному изменению существовавшего порядка из-за небольшого отрезка времени между двумя революциями.

26 октября (7 ноября) 1917 г. Временное правительство было свергнуто, к власти пришли большевики. Это событие было поддержано всеми основными организациями Кольского уезда, которые в тот же день признали Советскую власть. Благодаря телеграфу это известие было оперативно получено всеми органами власти на Кольской земле, которые подчинились без особого сопротивления.
В Йоканьгу, как и в другие места, были направлены представители Мурманского Совета. Надо полагать, что у них были соответствующие мандаты, на боку маузеры и установление Советской власти заключалось в простой замене флага на красный. Что-то вроде ситуации, показанной в замечательном фильме "Начальник Чукотки".
Эти процессы прошли во всей России в течение двух месяцев и были названы впоследствии периодом триумфального шествия Советской власти.

Но уже через пять месяцев 6 марта 1918 г. на Севере началась иностранная интервенция. На Кольскую и Архангельскую землю высадились англичане, американцы и французы.
При их поддержке в апреле 1918 г. была создана Северная область с центром в Архангельске, власть большевиков на Кольской и Архангельской земле была свергнута.
Северная белогвардейская область контролировала эту территорию через своих сторонников, но при этом на местах оставалось большое число сторонников большевистской власти, в том числе в руководстве городов, деревень и погостов. Этому способствовали и зверства интервентов и белых на подконтрольных территориях, в том числе и в Йоканьге.
Наиболее страшными местами преступлений интервентов и правителей Северной области явились остров Мудьюг и Йоканьга. Об этом напоминают памятники над братскими могилами жертвам интервенции на Мудьюге, в Гремихе и Мурманске. Памятник в Гремихе был установлен в 1927 году.
Братская могила в центре Гремихи и памятник на ней известны всем гремиханцам и содержатся в должном порядке до сих пор.
Гремиха. Памятник жертвам интервенции


Следующая страница. 2.2. Гражданская жизнь Йоканьги. Советский период
История Гремихи

Для возврата на страницу ГРЕМИХА нажмите здесь

Для возврата на главную страницу сайта нажмите на номер лодки К-460 в заголовке