Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667Б История одной подводной лодки Советского Союза и России
Гремиха
Гремиха

Теплоходы Гремихи

В этом разделе помещаю информацию о теплоходах, связывавших Гремиху с Большой Землёй.
И людях, обеспечивающих эту связь.
Вся информация из интернета.


Пароход "Вологда"

Пароход "Вологда" - головное судно в серии из четырёх единиц.
Это была одна из первых серий морских судов, построенных по заказу Советского Союза.
Поэтому представляется интересным история cоздания этих судов, которые имели прямое отношение и к Гремихе.

Всего через полтора месяца после Великой Октябрьской Социалистической Революции был издан декрет Совета Народных Комиссаров от 23 января (5 февраля по новому стилю) 1918 г. "Декрет о нацинализации торгового флота". Документ интересный, поэтому приведу его здесь полностью (из Электронной библиотеки Общий список декретов).

Декрет гласил:


Совет Народных Комиссаров постановил:
1. Объявить общенациональной неделимой собственностью Советской Республики судоходные предприятия, принадлежащие акционерным обществам, паевым товариществам, торговым домам и единоличным крупным предпринимателям и владеющие морскими и речными судами всех типов, служащими для перевозки грузов и пассажиров, со всем движимым и недвижимым имуществом, активом и пассивом таких предприятий.
2. В собственность Республики не переходят:
а) суда, служащие для мелкого промысла, дающие владельцам лишь средства для нормальной жизни и принадлежащие мелким предприятиям, основанным на трудовых артельных началах;
б) суда китобойные, рыболовные, лоцманских обществ и товариществ, городских и сельских самоуправлений, а также все суда, не приспособленные для перевозки грузов и пассажиров, за исключением того случая, если они принадлежат акционерному предприятию.
3. Совет Народных Комиссаров поручает Советской власти на местах совместно с профессиональными рабочими судоходными организациями, отделами Всероссийского союза моряков и речников торгового флота и в контакте с экономическими советскими организациями (районными советами народного хозяйства, экономическими комитетами и т.п.) немедленно принять меры к охране судов и всех имуществ, переходящих в собственность государства согласно п.1.
Примечание. В приморских портах принятие этих мер возлагается на Совдепы и отделы Всероссийского союза моряков и речников торгового флота, а где таковых нет - на портовые комитеты.
4. Учреждениям и организациям, указанным в предшествующем пункте, поручается назначить временно комиссаров в крупные и мелкие конторы и агентства судоходных предприятий.
Не приостанавливать работ в конторах и агентствах и в особенности работы по ремонту судов, требовать продолжения ее от служащих под угрозой предания Революционному суду.
Комиссары, назначаемые в конторы, получают право распоряжения всеми денежными средствами судоходных предприятий и обязаны заботиться о своевременной выплате рабочим этих предприятий заработной платы в прежнем размере, об ассигновании средств на ремонты и т.п.
5. Подробные условия и порядок национализации судоходных предприятий будут изданы особым декретом.
6. Настоящее постановление вступает в действие по телеграфу.

Председатель Совета Народных Комиссаров Вл. Ульянов (Ленин).
Народные комиссары: В. Оболенский. В. Алгасов. А. Шляпников.
Управляющий делами Совета Вл. Бонч-Бруевич.
Секретарь Совета Н. Горбунов.


Текст декрета показывает важность торгового флота, которую понимало новое правительство, сложность обстановки в стране и установленную систему управления торговым флотом страны.
Понятно, что в тех условиях система управления на основе комиссаров была необходимой, но временной мерой, которая не могла управлять отраслью постоянно.
Поэтому с победой советской власти был создан Наркомат путей сообщения РСФСР, председателем которого 14 апреля 1921 г. был назначен Ф.Э.Дзержинский.

Для управления торговым флотом в состав НКПС РСФСР был включён существовавший в 1918 году Отдел водных сообщений ВСНХ, преобразованный в том же году в Главное управление водного транспорта (Главвод) ВСНХ. С 1920 года Главвод получил назввание: Главное управление водного транспорта Главного управления путей сообщения НКПС.
13 июня 1922 г. было учреждено Центральное правление Государственного торгового флота (Госторгфлот) НКПС РСФСР. В его состав вошли четыре пароходства: Северное, Балтийское, Черноморско-Азовское и Каспийское.

С образованием СССР на основе НКПС РСФСР был создан Народный комиссариат путей сообщения СССР. Подчинение водного транспорта при этом не изменилось, водный транспорт вошел в состав НКПС СССР.
Главвод НКПС СССР был преобразован в Центральное управление морского транспорта (ЦУМОР) НКПС СССР, а Госторгфлот - в Госторгфлот НКПС СССР.
Функции этих двух структур НКПС СССР остались прежними. ЦУМОР занимался общими вопросами морского флота, установлением правил, подготовкой специалистов и т.д.
Госторгфлот занимался хозяйственной деятельностью флота.

В 1923 году был создан Российский Регистр, переименованный в 1924 году в Регистр Союза ССР. Он сыграл важную роль в выработке требований к морским судам, наблюдением за строительством судов, в том числе и за границей, систематической проверкой судов, допуском их к плаванию и другими важными вопросами безопасности судостроения и мореплавания.

В начале 20-х годов для преодоления разрухи, восстановления и развития народного хозяйства началась разработка планов первой пятилетки. Одним из важнейших вопросов был водный транспорт.
В январе 1924 г. Нарком НКПС СССР Ф.Э. Дзержинский представил в Совет Труда и Обороны СССР подробный "Доклад по Госфлоту", подготовленный ЦУМОРом и Госторгфлотом. В докладе детально проанализировано состояние морского флота, его работа в трудных условиях восстановления народного хозяйства и предлагался проект судостроительной программы, рассчитанной на 10 лет.
Учитывая состояние советской промышленности, часть судов предлагалось закупить или построить за границей.
Предложения Наркомата путей сообщения были в основном утверждены.

18 июля 1924 г. для лучшего управления хозяйственной деятельностью флота было создано акционерное общество "Советский торговый флот" (Совторгфлот). В него были включены морские суда различных наркоматов и акционерных обществ, в том числе смешанным с участием иностранного капитала.
В 1925 году численность судов Совторгфлота достигла 141 единицы и он вышел на безубыточный уровень работы.

В 1925 году Совет Труда и Обороны СССР утвердил программу морского транспортного судостроения. На первую пятилетку 1928-1932 годы планировалось построить и закупить за границей 136 морских судов. Забегая вперёд скажу, что этот план был выполнен.
25 октября 1925 г. на Балтийском заводе были спущены на воду первые лесовозы советской постройки - «Товарищ Сталин" и "Григорий Зиновьев".
Программа морского транспортного судостроения начала выполняться.
Благодаря ей к нам на Север пришла и "Вологда".


В интернете практически все источники указывают, что Совторгфлот заказал, а некоторые утверждают, что приобрёл, четыре грузопассажирских судна, в числе которых была "Вологда".
Информация эта может быть и верна, но структура управления морским флотом, описанная выше, заставляет усомниться в этом.
Наделён ли был АО "Совторгфлот" функциями заказчика, не указывается. Возможно, что заказчиком был НКПС СССР или его структурное подразделение - ЦУМОР. Также не указывается о закупке готовых серийных судов, построенных специально для СССР.
Как бы там ни было, но СССР заказал верфи Клавиттер Вольф (Klawitter Werft — Betrieb) в Германии, г.Данциг, разработку морского грузопассажирского судна ледового класса дедвейтом 400 тонн для работы в Белом и Баренцевом морях.
Заданием предусматривалась паросиловая установка с котлами на угле, один вал с винтом, скоростью около 12 узлов и дальностью плавания до 2000 миль.
Перевозка грузов планировалась в грузовых трюмах, а пассажиров в пассажирских кубриках на местах 3 класса. Предусматривалось размещение небольшой части пассажиров каютах 1 класса в надстройке.
Наблюдение за разработкой проекта наверняка вёл Регистр Союза ССР.
После постройки судно передавалось Северному Управлению Морского флота АО "Совторгфлот" в г.Архангельск.

К 1929 году проектирование было завершено и судно заложено на верфи в Германии.
Имя ему дали - "Вологда", вполне северное. Заводской номер 441.
Строительство судна шло быстрыми темпами.
Уже 6 марта 1930 г. оно было спущено на воду, а в июне 1930 г. строительство было завершено и "Вятка" передана АО "Совторгфлот".
Сразу после постройки "Вятка" совершила переход из Германии в Архангельск и вскоре поставлено на линии Белого моря и Мурманского направления.

По опыту строительства и испытаний головного судна в проект внесли изменения и по нему заказали строительство ещё трёх пароходов верфи Кантери Риунити Делл (Cantieri Riuniti Dell' Adriatico) в Италии, г.Монфальконе. Почему не продолжили строительство в Германии, в источниках не сообщается. Возможно цена не устроила, а может были другие причины.
Этим судам были присвоены следующие заводские номера и имена:
зав. №232, "Владивосток";
зав. №233, "Воронеж";
зав. № 234, "Вятка".

Об этих судах хорошо рассказали многие авторы. Например, здесь:
О судне "Воронеж" с сайта Всё о круизах, автор Юрий Трифонов, 16 января 2014 г.:
Товаропассажирский пароход Северного государственного морского пароходства "Воронеж"

Приведу данные судна "Воронеж" при постройке, т.к. данных по судну "Вологда" не нашел.
Грузопассажирский пароход типа "Воронеж" имел усиленный стальной клепаный корпус, две сплошные палубы, прямой нос с небольшим наклоном вперёд и крейсерскую корму.
Корпус судна разделён пятью водонепроницаемыми переборками, что обеспечивало заданную непотопляемость.
По типу архитектуры судно является трёхостровным, т.е имеет три надстройки по длине в виде возвышающихся над верхней палубой островов: носовй остров (бак), средний остров (средняя надстройка) и кормовой остров (ют).
Палубы спардека (первого яруса надстройки) и юта являются шлюпочными. На каждой из них были установлены по два спасательных вельбота.

Водоизмещение 2030 т
Валовая вместимость 1420 брт
Дедвейт 400 т.

Длина 73,00 м
Ширина 10,64 м
Высота борта 6,2 м
Осадка 3,55 метра

Пароход мог принимать на борт 158 человек, в том числе:
в каютах 1-го класса – 38 пассажиров;
в каютах 3-го класса – 120 пассажиров;
палубных пассажиров - 60 человек.
Экипаж 37 человек.

Главная энергетическая установка включала паровые котлы на угле, одну вертикальную сдвоенную паровую машину типа «Ленц» мощностью 1100 л.с.
Cкорость хода полная 11 узлов.
Дальность плавания 2000 миль.

После постройки тип судна получил высший класс Германского Ллойда и ледовый класс Регистра Союза ССР.

Внешний вид головного парохода зав. №441 "Вологда" после постройки.
Пароход Вологда до модернизации

Ещё фото головного парохода зав. №441 "Вологда" после постройки. Архангельск
Пароход Вологда до модернизации

На фото видно, что побортно располагались два ряда иллюминаторов. Нижний - кают 3 класса. Сколько человет вмещали эти каюты неизвестно, но обычно в них размещались не менее 6 человек. Верхний - кают 1 класса.
Пароход имел две мачты, на которых были установлены верхние шкивы грузовых стрел. грузовые трюмы были в носу и в корме.
Надстройка и машинное отделение установлены в средней части судна. Надстройка двухярусная с открытым мостиком.
Крылья ходового мостика частично защищены от ветра и волнения застеклёнными тамбурами.
Позади надстройки расположена шлюпочная палуба, в центре которой установлена высокая труба. Характерной особенностью является небольшое сужение центральной части трубы.

На трёх судах итальянской постройки из-за внесённых изменений были внешние отличия от головного парохода "Вологда".
Изменено остекление мостика и брезентовая защита открытых его участков.
Грот-мачта освобождена от блоков кормовых лебёдок. Блоки стрел перенесены на две специальые высокие опоры в корме и низкие опоры в носу.
Частично изменена система вентиляции подпалубных помещений, поэтому изменено количество и расположение вентиляционных воздухозаборников.

Фото головного парохода итальянской постройки зав. №232 "Владивосток" после постройки.
На нём хорошо видны отличия от головного парохода "Вологда".
Пароход Вадивосток после постройки

Фото второго парохода итальянской постройки зав. №233 "Воронеж" после постройки.
На нём тоже хорошо видны отличия от головного парохода "Вологда". Практически полностью аналогичен пароходу "Владивосток".
Пароход Воронеж после постройки

Ещё фото второго парохода итальянской постройки зав. №233 "Воронеж" в 1939 году.
Отлично виден трёхостровной архитектурный тип судна.
Пароход Воронеж в 1939 году

Интересное фото второго парохода итальянской постройки зав. №233 "Воронеж" в 1931 году в день прибытия в Архангельск.
Видна конструкция ходового мостика со свёрнутыми брезентовыми обвесами.
Интересна также раскраска спасательных кругов. Круги раскрашены четырьмя секторами, а не двумя (половина белая, половина красная) как было позднее.
Пароход Воронеж в 1931 году

Фото третьего парохода итальянской постройки зав. №234 "Вятка" после постройки.
Отличия от головного парохода "Вологда" хорошо видны. Практически полностью аналогичен пароходу "Владивосток".
Пароход Вятка после постройки

Даты строительства серии пароходов типа "Воронеж":
зав. №441, "Вологда" - заложен в 1929 году, спущен на воду 6.03.1930, построен и передан заказчику в июне 1930 г.;
зав. №232, "Владивосток" - спущен на воду 18.10.1930, построен и передан заказчику в декабре 1931 г.;
зав. №233, "Воронеж" - спущен на воду в январе 1931 (по некоторым данным 1 февраля 1931 г.), построен и передан заказчику в 1931 г.;
зав. № 234, "Вятка" - спущен на воду 7.12.1930, построен и передан заказчику в феврале 1931 г.

Все пароходы типа "Воронеж" до войны были в составе Северного ГМП, приписаны в порту Архангельск и работали на внутренних линиях Белого моря и Мурманского направления.
Пароход "Владивосток" 30 января 1932 г., всего через полтора года после постройки, потерпел катастрофу и в 1932 году был списан.
При выходе из губы Захребетная в Баренцевом море во время сильного шторма, несмотря на исправно работающую машину, пароход был снесён к скалистому берегу. После нескольких ударов днищем о скалы был переброшен через каменистую банку и застрял в узком ущелье с креном 30 градусов, прижатый левым бортом к скале. Благодаря этому все пассажиры и члены экипажа спаслись.
Пароход же получил серьёзные повреждения корпуса и днища, второго дна, фундамента главной машины и котлов, валопровода и руля.
В 1933 году был снят ЭПРОНом для последующей разделки.
Пароход Владивосток 1932 год

В 1935 году на пароходе "Воронеж" установили новые котлы. По другим судам этого типа данных о замене котлов нет.

В 1939-1940 годах пароходы, по крайней мере "Воронеж", передавались Северному флоту в качестве военного транспорта.
В декабре 1940 года переданные пароходы возвращены Севгосморпароходству и поставлены в Архангельске на ремонт.

С началом Великой Отечественной войны в 1941 году все пароходы типа "Воронеж" были переданы Северному флоту и переклассифицированы в госпитальные суда:
пароход "Вологда" - ГС-3;
пароход "Воронеж" - ГС-1;
пароход "Вологда" - ГС-2.
Организационно вошли в Отряд санитарных транспортов Беломорской Военной Флотилии (БВФ).
Штатная эвакоемкость судна была определена в 100 человек. Имелась операционная и перевязочная. Медицинский персонал — 4 врача, 12 медсестер и 20 санитаров.
В августе 1941 г. пароход ГС-1 "Воронеж" и другие пассажирские суда начали вывозить раненых с Карельского фронта в тыловые порты Белого моря, а обратно доставляли воинские грузы, солдат и рабочую силу, направляемую на строительство оборонительных сооружений.
В летнюю навигацию 1942 года интенсивность перевозок в Белом море значительно ослабла. Это объяснялось стабилизацией фронта в Карелии и Заполярье, а также вводом в действие участка железной дороги Обозерская – Беломорск.
Санитарные транспорты ГС-1 "Воронеж" и ГС-2 "Вологда" в охранении тральщика Т-61 в июне 1942 года совершили только три рейса с ранеными, доставив из Кандалакши 1273 человека.
В 1941-1942 годах ГС-1 "Воронеж" выполнило 20 эвакорейсов в основном по маршруту Кандалакша-Архангельск. Общее количество эвакуированных – 4268 человек, в среднем 213 человек за рейс.

После войны пароходы типа "Воронеж", в том числе и "Вологда", были поставлены в ремонт.
После ремонта пароход "Вологда" 10 марта 1947 г. был передан в Мурманское морское пароходство, порт приписки Мурманск, и работал на регулярных линиях восточного и западного направления. Вероятно, что заходил и в Гремиху.


В 1954 году пароходы "Вологда" Мурманского морского пароходства и "Воронеж" Северного морского пароходства (первый и третий в серии) были направлены на Балтику в ремонт с модернизацией на верфи имени Матиаса Тезена (Mathias Thesen) Werft, ГДР, г.Висмар. Эта верфь была образована в 1951 году как народное предприятие и Советский Союз оказывал помощь в его загрузке заказами.
Помимо размещения в ремонт, разработки проекта модернизации и выполнения работ по модернизации пароходов "Вологда" и "Воронеж", верфь получила заказ на разработку проекта 101, нового пассажирского теплохода типа "Михаил Калинин". Напомню, что пятым корпусом этого проекта был теплоход "Вацлав Воровский", с которым больее всего связана жизнь гремиханцев 1960-1988 годов.

В ходе ремонта на пароходах отремонтировали паровую машину. Отопление котлов перевели на мазут.
После окончания капитального ремонта и модернизации водоизмещение пароходов выросло до 2062 тонн (1423 брт), а скорость хода увеличилась до 12 узлов.
Суда могли принимать теперь в каютах 1-го класса — 6 человек, 2-го класса — 28 человек, 3-го класса — 70 человек, в каюте "мать и дитя" 4+4 человека и 60 палубных пассажиров.
Экипаж с 37 увеличился до 44 человек.
Общая вместимость грузовых помещений составила 646 м куб.

По приходу пароходов "Вологда" и "Воронеж" в Мурманск и в Архангельск соответственно в середине 1955 года суда были введены в эксплуатацию.
Пароход "Вологда" стал работать на регулярной линии Мурманск-Йоканьга, а летом на Архангельск.

Внешний вид пароходов "Вологда" и "Воронеж" после модернизации изменился.

Фото второго парохода итальянской постройки зав. №233 "Воронеж" после модернизации.
Трёхостровной архитектурный тип судна сохранён.
Из-за новых котлов на мазуте установлена новая труба. Высота её меньше прежней, форма трубы в плане стала овальной, а не круглой, как была на угле. Срез трубы стал наклонный без сужения в верхней части.
Ходовой мостик стал закрытым и полностью остеклённым.
В носу позади бака установлена ещё одна небольшая одноярусная надстройка.
Ют увеличен до самой кормы. На исходном проекте кормовая надстройка не доходила до кормы примерно на 10 метров.
Пароход Воронеж в после модернизации

Позднее корпус парохода "Воронеж" был окрашен в чёрный цвет, а надстройки - в белый цвет. Судно стало смотреться элегантнее.
На фото - пароход "Воронеж" заходит в Мезень.
Пароход Воронеж в после модернизации

Фото головного парохода зав. №411 "Вологда" после модернизации.
Трёхостровной архитектурный тип судна изменён. Палуба спардека продлена до кормы, благодаря чему увеличилась внутреннее пространство и число кают соответственно.
Из-за новых котлов на мазуте установлена новая труба. Высота её меньше прежней, форма трубы в плане стала овальной, а не круглой, как была на угле. Срез трубы стал наклонный без сужения в верхней части.
Ходовой мостик стал закрытым и полностью остеклённым.
В носу позади бака установлена лебёдка для грузовых стрел, шкивы стрел с фок-мачты перенесены на две невысокие опоры.
Фок-мачта облегчена и перенесена с носа на среднюю надстройку.
В два раза увеличено количество спасательных шлюпок, с 4-х до 8-ми.
Пароход Вологда в после модернизации

Позднее корпус парохода "Вологда" был окрашен в чёрный цвет, а надстройки - в белый цвет. Судно стало смотреться элегантнее.
На фото - пароход "Вологда" в Мурманске.
Пароход Вологда в после модернизации

В качестве дополнительной информации привожу данные пароходов типа "Воронеж" с сайта Водный транспорт:
Пароходы тип Вологда

Технические данные, соответствуют пароходу "Воронеж" на 1966 год после модернизации.

Тип судна: пароход, грузопассажирский.
Конструктивный тип: двухпалубное, одновинтовое, с МО и жилой надстройкой в средней части, с баком, с почти прямым носом и крейсерской кормой.

Назначение: перевозка пассажиров и сопутствующих грузов.
Район плавания: с удалением от берега до 100 миль.
Дальность плавания: 2000 миль
Экипаж: 44 чел. (запасных мест — 7)
Пассажировместимость: 108 чел. (каютная) + 60 чел. (палубная)

Валовая вместимость: 1423 рег.т
Чистая вместимость: 745 рег.т
Дедвейт: 418 т

Длина: 72,80 м
Ширина: 10,60 м
Высота борта: 6,20 м
Осадка: 3,18/4,07 м

Тип ГД: паровая машина двойного расширения сдвоенная системы Ленца (Германия, г.Берлин и Италия, г.Триест)
Мощность ГД: 1 х 1100 л.с.
Скорость: 11,0/12,4 уз.

2 грузовых трюма общей вместимостью 646 куб.м (киповая), 705 куб.м (насыпью).
4 лёгкие грузовые стрелы грузоподъёмностью по 1,5 т


В заключение приведу некоторые воспоминания о пароходе "Вологда" очевидцев и участников событий.
Одно из них - Теплоход "Вологда". Автор Вячеслав Кисляков.

Кисляков Вячеслав. Теплоход Вологда


Для возврата на страницу "Гремиха. Теплоходы" нажмите здесь


11 флпл
  © 2005-2024 рпксн К-460 Условия использования | Правовая информация | Авторские права  
Незабудкино
Сделано в nezabudkino.com